Междверье лабиринта выбора

Междверье лабиринта выбора

Человек, решивший купить входную или межкомнатную дверь, начинает свой путь по лабиринту выбора дверей. В этот момент он, конечно, не задумывается о том, что в начале пути он открывает входную дверь лабиринта выбора, что затем последует проблема выбора, то есть сам путь по лабиринту, а после правильного выбора он наконец-то закроет дверь выхода из лабиринта. Но как сделать правильный выбор? Как достойно и результативно пройти испытания лабиринтом?

Один посетитель лабиринта действует по принципу: пришёл, увидел и купил. Другой обращается к консультанту, и вместе с ним исследует мир лабиринта. Третий блудит один, мучаясь проблемой выбора, но уходит, так и не совершив этот выбор

Лабиринт, как мир междверия, не так прост. Это сложная загадочная структура вход/переход/выход.

Если междверье лабиринта выбора стремится вас поглотить, то не сетуйте на судьбу, потому что изначально каждому из нас дано право выбирать. Это большой дар человеку, даже если лабиринт выбора пройти не очень просто. Да и вся наша жизнь по большому счёту похожа на лабиринт, по которому мы то бежим, то стоим, то скачем из одного дня в другой.

Казалось бы, чего проще купить дверь! Магазинов много, дверей в них – хоть пруд пруди. Тут и металлические двери, тут и деревянные, всевозможных форм, всех цветов и оттенков. Замочный ряд и того больше.

Но почему не всегда легко остановить свой выбор?

Конечно, когда широкий ассортимент товаров, тогда выбор сложнее сделать.

В советское время было проще. Но только ли в этом дело?

Если более вдумчиво искать ответ на этот вопрос, то станет понятно, что в проблеме выбора что-то ещё есть неуловимое и даже загадочное. И особенно это касается такого специфического товара, как дверь.

Дверь - вещь удивительная, почти мистическая. Вот давайте задумаемся: всё ли так просто, что с нами происходит, когда мы пересекаем дверь магазина дверей?

Пожалуй, не всё так просто. Вот подумайте. Простую ли дверь мы открыли, когда входили в магазин? Думается, что нет. Не простую.

Мы вошли в своеобразный лабиринт, то есть сложную машину ошибок и заблуждений, рождение надежд и их крушение, преодоление душевных мук и своё перерождение в определённом смысле. Этот лабиринт архитектурно не сложен: входишь без всяких проблем, гуляешь, смотришь, изучаешь, спрашиваешь, советуешься, а вот с выходом проблема. До центра лабиринта, где ты видишь, то зачем пришёл рукой подать, а вот к выходу путь проделываешь совсем не тот, что при входе.

Обратный путь оказывается длинней и извилистей (гуляешь, смотришь, думаешь, спрашиваешь, опять думаешь). Ну, чисто лабиринт. Да и в голове и душе что-то происходит, что-то меняется. А позже точно подтверждается, что вышел ты не совсем таким, каким вошёл. Точно так же как у мифического царевича Тесея при встрече с Минотавром. Или теми античными воинами, которых испытывали в древних лабиринтах.

Посвящавшийся в воины молодой человек выходил из лабиринта преображенным. Вошёл юношей, вышел воином. Вот также и покупатель. Он просто зашёл в магазин, но тем самым он вошёл в непростую структуру вход/переход/выход. Это особое пространство междверья, особый таинственный мир, где ему предстоит не только выбрать и купить дверь, но внутренне преобразится, как и упомянутым античным героям.

Лабиринт является своеобразным местом перехода из одного пространства в другое, из одного состояния в другое. Ведь лабиринт это сложная модель обыкновенной двери. Лабиринт начинается и заканчивается дверью. Это и есть междудверие. То есть, как бы растянутая дверь, прохождение через которую означает зановорождение. Заблудится в лабиринте – значит застрять в двери.

Задачи же человека несколько иные, чем не быть заглушкой в месте перехода из внешней среды во внутреннюю и обратно. Тем более, если дверь рассматривать в сакральном смысле, где дверь или лабиринт, как растянутая дверь выступает связующим звеном между божествами и смертными, небом и землёй.

Лабиринт у человека возникает всегда, когда возникает проблема выбора. Проблема выбора двери или проблема выбора между жизнью и смертью, как у царевича Тесея в греческом мифе.

Давайте вспомним, какую проблему выбора пришлось делать древнегреческому герою.

Островом Крит, что в Эгейском море в стародавние времена правил царь Минос. Так случилось, что он обидел бога морей – Посейдона. Минос не принёс в жертву Посейдону прекрасного быка, как требовал бог морей. Рассердился Посейдон на Миноса и наказал его через его жену – Пасифию. Та же была беременна и вскоре родила странного диковинного ребёнка.

Это непонятное существо быстро выросло в человека с головой быка. Чудище это назвали Минотавром и спрятали в подземном доме с трудно доступной дверью на выходе. Назвали этот дом лабиринтом. В этом лабиринте и жил Минотавр. Его раз в год кормили прекрасными юношами и девушками.

Пришла однажды очередь отводить туда афинского царевича Тесея. Но это был не робкий юноша. Он решил убить Минотавра, чтобы спасти жизнь себе и другим. Он взял с собой меч и клубок золотых ниток. Их подарила Тесею дочь Миноса – Ариадна.

Тесей сражался с Минотавром и убил его. Выход из лабиринта он нашёл с помощью золотой нити. Его подвиг помог снять проклятие с острова Крит.

С тех пор считалось, что путешествие через лабиринт приносило успех. А тот, кто его прошёл, приобретал мужественность и силу.

Со временем суть древних ритуалов в лабиринте и вокруг забылась, а символика лабиринта изменилась. Теперь не к победе над чудовищем вели хитросплетения лабиринта, а указывали на слабости человеческой натуры и необходимости перемен. И в первую очередь в самом человеке.

Человека идущего по лабиринту и не находящему выхода охватывают сомнения, тревоги: дойду ли я до цели? Сомнения как в жизни. Вот это и есть таинство лабиринта. Ты идёшь вперёд, спешишь к цели и уверен, что она близка. Как вдруг лабиринт показывает, что ты неожиданно оказался ещё дальше от цели, чем мгновение назад. Как же так? Почему? Надежды растворяются, всё кажется напрасным. Ты оказался в тупике.

Путешествие по лабиринту весьма контрастное: ты то приближаешься к цели, то оказываешься далеко от неё; то чувствуешь близость удачи, то она становится иллюзорной.

Таким образом, сама жизнь напоминает лабиринт, в котором к успешному результату ведут трудно доступные извилистые пути, а надежды быстро превращаются в призрачные иллюзии. Остаётся человеку идти, и идти вперёд, не придаваясь уныниям и страхам. А жизнь на это, так или иначе, повернётся светлой стороной. И лабиринт обязательно приведёт к желанной цели. При этом важно слушать свой внутренний голос и неосознанные до поры свои скрытые желания.

Все мы в лабиринте жизни испытуемые. И Минотавр лишь тень испытуемого. А, если точнее, то умозрительная проекция ума человека. Иначе говоря, мифический Минотавр есть ни кто иной, как сам человек. Вот так можно интерпретировать миф о Тесее и Минотавре.

Молодых людей в древней Греции в реальной жизни испытывали прохождением через лабиринты. Это было своеобразное посвящение в воины. Посвящаемый должен был проститься с детством, слабостью тела и духа, покончить с не определившимся прошлым и воскреснуть к новой взрослой жизни, пройдя сложный лабиринт, где его ждали суровые испытания. Это был первый опыт смерти и нового рождения мужа и воина. А жизнь, для очистившегося от иллюзий детства, молодого человека должна была восприниматься, как постоянная борьба со смертью.

В определённом смысле лабиринт сам является Минотавром, поскольку он может представляться телом грозного существа, которое где-то рядом грозит смертью и пугает в процессе движения к центру различными возможными вариантами исхода путешествия по лабиринту. Лабиринт, как разновидность двери есть всегда испытание. Переход через него всегда не простая смена одного пространства на другое. И человек это должен понимать.

Если человек, погружённый в обыденный мир повседневности, не ощущает и не осознаёт случившихся с ним перемен при движении по лабиринту жизни, то это говорит об отсутствии связи со своим внутренним миром и утрате чувства смены своих умозрительных состояний. Что, так или иначе, усугубляет постоянно существующую проблему выбора для человека.

Человек чаще, чем ему хотелось бы, сталкивается с проблемой выбора: остаться или уйти, отвечать на звонок или не отвечать, перейти на работу в другую фирму или остаться, жениться или не жениться. И выбор этот чаще всего не легко сделать.

И что же нужно в такой ситуации делать? Каждый человек принимает своё решение. Это и понятно, за него выбор никто не сделает. А чтобы его сделать, не нужно торопиться. Как советуют социальные психологи нужно собрать по нужной теме как можно обширнее массив информации.

Затем отпустить все мысли по этой тематике на свободу, пусть они не зависимо от вас погуляют по дискретным файлам собранной вами информации, а самим переключиться на другую тему. Слава Богу, нашим мозгам есть о чём подумать. Нашему подсознанию же или высшему Я предоставим возможность найти оптимальное решение по проблеме выбора.

Это оптимальное решение сможем узнать по мгновенному озарению: по кем-то случайно брошенной фразе, строчке в газете, в неожиданном желании что-то сделать и т.д. Конечно, это озарение не придёт сразу, но оно обязательно придёт. Кстати, Альберт Эйнштейн, говорил, что всё важное в голову приходит, когда он под душем.

Есть ещё способ решения проблемы выбора. Нужно заранее представить финал разрешения проблемы, как очень и очень удачный. Настроиться на этот положительный предположительный результат, быть в высшей степени довольным этим итогом и как вас с ним поздравляют.

Вместе с тем универсального способа решения проблемы выбора нет. У каждого должен быть свой. За нас нашу жизнь никто не проживёт. А жизнь со временем не становится проще. Тем более, когда с развитием прогресса возможностей становится всё больше, больше и проблем с выбором.

Казалось бы, чем шире наши возможности, тем лучше. На первый взгляд - разве иначе?

Увы, современные психологи утверждают, что богатый выбор не всегда лучше скудного.

По мере роста благосостояния в экономически развитых обществах наблюдается потеря ощущения благополучия.

Конечно, не от увеличившихся возможностей перестаёт чувствовать себя счастливо человек. Однако данные исследований показывают, что чем больше у людей появляется возможностей для удовлетворения своих потребностей, в развитых странах всё больше насчитывают количество отчаявшихся людей.

Отчего же всё большее количество возможностей приносит людям не радость, а огорчения?

Чтобы ответить на этот вопрос, следует, как минимум выделить две группы людей.

Первая группа это максималисты, то есть люди, которые хотят получать лучшее

Втора группа это конформисты, то есть люди, которые довольны всем и их альтернатива никак не интересует.

Представители обеих групп активнее проявляют реакцию на потерю, чем на приобретение. А чувство удовлетворенности нарастает с повышением возможностей у тех и других, а потом происходит одинаковое возникновение чувства насыщения. При этом у них одинаково уменьшается чувство счастья.

Изобилие возможностей может сбить людей с толку. Максималисты труднее переносят проблему издержек выбора. Конформисты справляются с этим легче. Ведь они считают, что «лучшее – враг хорошего». И альтернативы конформисты исследуют быстрее, чем максималисты. Это облегчает задачу выбора.

Люди одинаково переживают оттого, что упустили свою возможность или сделали не правильный выбор.

Чем больше жизненного опыта у максималистов, тем с большей вероятностью они становятся пессимистами. У максималистов лучший способ для возникновения в душе уверенности – это поиск и принятие оптимального решения. Вместе с тем, чем выбор больше, тем больше шансов за то, что наступит разочарование. Уровень огорчения зависит от уровня личной ответственности за итог выбора. А также от ясности представляемого оптимального решения.

Когда выбора нет – и тем и другим нужно сделать то, что удовлетворит проблему на данный момент.

На степень удовлетворённости выбором влияет психологическая адаптация выборщика. Это явление возникает почти всегда по мере привыкания к чему-либо, что приобретает человек. Машина это или дверь – не важно. Адаптация нивелирует радость приобретения. Радость всегда сменяется безразличием. А в мире больших возможностей это может способствовать возникновению больших разочарований.

В процессе выбора всегда возникают издержки выбора, связанные с затратами средств, сил и времени. В краткосрочной перспективе после принятия решения издержки как бы амортизируются. И чем больше наши издержки в процессе выбора, тем выше уровень удовлетворённости рассчитываем получить. Затраты перестают иметь значение, если мы довольны своим выбором. При возникновении недовольства затраты кажутся непомерными.

Если наше решение огорчило нас отсутствием ожидаемых эмоций, мы болезненно виним себя, разочаровываемся в своём выборе. Большие возможности могут вызвать большое чувство досады и привести даже к определённым мучениям, переходящим в депрессию.

Максималисты более других к этому предрасположены. Если выбор всё чаще и чаще не оправдывает ожидания и человек чувствует в этом свою вину, тут- то и появляется у человека депрессия. А это уже болезнь, которую нужно лечить медицинскими средствами.

Конечно, у синдрома депрессии много причин и корней, но, тем не менее, причинно-следственная связь с переизбытком возможностей выбора существует в высокоразвитых экономиках мира.

Кроме того, это ведёт к увеличению уныния населения этих стран.

И что же делать нам, когда всё шире и многограннее становятся наши возможности выбора? И что если ограничить нас в этом море выбора, станем ли мы счастливее?

Скорее нет. Реализация права выбора положительно влияет на самочувствие и общее психическое состояние человека. С увеличением возможностей растёт и наша удовлетворённость, но только до определённого порога. Перешагнув через него, мы можем ощутить перенасыщение. А это уже нельзя назвать положительным результатом увеличивающихся возможностей.

Общеизвестно, что быстрее мы привыкаем к лучшему, и со временем оно становится обыденным и уже не создаёт в наших сердцах положительных эмоций.

Чтобы проблема выбора не была для человека столь болезненна, следует нам всем переосмыслить отношение к судьбе свободы выбора. Фетишизация проблемы выбора усложняет выбор как таковой и состояние самого выборщика.

Этот тезис будет первым из возможных предложений по урегулированию последствий проблемы выбора.

Второй тезис, как продолжение первого. Не следует усложнять лабиринт выбора искусственными преградами лишних сомнений, свойственных максималистам.

Третий и последний тезис. В сложной ситуации проблемы выбора мы должны вспоминать урок китайского мудреца, который он назвал главным секретом Искусства Жизни.

Чем дальше отстраняешься от проблемной ситуации, чем быстрее начинаешь смотреть на неё с высоты птичьего полёта, тем проще отыскать правильное решение.

Правильное решение тем самым завершает сложное путешествие по загадочному лабиринту выбора. Правильный выбор дверей это лишь часть лабиринта жизни.

И путешествие по нему знаменует обновление, преображение и символическое рождение для новых прекрасных свершений в этой замечательной жизни.


Дверь помогает обучать любомудрию
Двери, без которых не достичь целей

Читайте также: